IMG004.jpg.JPG

 

Конспект занятия

школы раннего развития «Кроха»

«Алфавит»

 

Составитель: Самылина Вера Александровна

                                                  педагог дополнительного образования  МОУ ДО ДЮЦ (2013 год)

 

 

Цели: Сравнить современную русскую азбуку с азбукой наших предков, познакомить с текстами старых букварей, учить понимать смысл пословиц, развивать речь, логическое мышление, внимание, воспитывать интерес и уважение к истории и культуре русского народа.

Ход урока

  1. Организационный момент

С добрым утром! Начат день.
Первым делом гоним лень! 
Утром надо не зевать, 
А проснулся и вставать!

  1. Формулирование учащимися темы и цели урока.

На доске изображение :

Учитель: Внимательно посмотрите на данное изображение. Проследите путь стрелочек и назовите написанные здесь буквы в обозначенном порядке.

Дети: А Б В Г Д Е

-Скажите, что у вас получилось, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

-Мы назвали буквы в алфавитном порядке. Значит, тема сегодняшнего урока – «Алфавит».

Буквы – значки, как бойцы на парад,
В четком сравнении построились в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется все – алфавит.

III. Над новым.

Слово «алфавит» пришло из греческого языка. Первые буквы назывались «альфа» и «вита». Из этих двух названий получилось слово «алфавит».

Греческое слово «алфавит», обозначает, что все буквы расположены в установленном порядке.

Каждая буква имеет свое постоянное место и название.

– Прочитайте буквы русской азбуки, правильно их называя, а поможет вам в этом наш алфавит.

У. Где используется алфавит?

Д. Алфавит используется для составления словарей, различных справочников, каталогов. В регистратуре поликлиники, где медицинские карты лежат по адресам и по фамилиям пациентов (в строгом соблюдении алфавитного порядка), в классном журнале, где фамилии учеников записаны по алфавиту, в алфавитном порядке располагаются и личные дела учащихся.

У. С какой целью слова располагаются в алфавитном порядке?

Д. Для удобства поиска нужного слова.

  1. Классификация букв

В нашей азбуке есть буквы, которые обозначают звуки:

Гласные:       а  и  ы  э  о  у  е  ё ю  я

– Сколько гласных букв? 10

Звонкие согласные: б  в  г  д  ж  з  р  л  м  н  й

Глухие согласные: п  ф  к  т  ш  с  х  ч  ц  щ

Буквы, которые не обозначают звука, они не относятся ни к гласным, ни к согласным: ъ ь

Сколько согласных букв? 21.

  1. Что читали ваши предки и прабабушки в своих букварях.

– С каких слов начиналась первая азбука?

Чтение с доски.

- Ищем картинки на плакате. Ребенок ищет картинку, а учитель обращает внимание на букву рядом. Называя предмет, обязательно делайте акцент на нужную букву.

Вот примеры заданий:

  • Назови все буквы в столбике как можно быстрее. (Закрепляется знание букв)
  • Назови и покажи все буквы на 1-ой строчке, на 2-ой строчке. (Кроме знания букв, закрепляется понятие «строчка» или «столбик»)
  • Назови и покажи все буквы ниже буквы М. (Кроме знания букв закрепляется умение ориентироваться на листе бумаги)
  • Назови и покажи все гласные или все согласные, все звонкие согласные или глухие согласные. (Закрепляется знание гласных и согласных)
  • Назови букву, которая стоит между З и Т.
  • Назови букву, которая стоит справа (слева, ниже, выше) от первой буквы в слове «нос».
  • Назови и покажи последнюю букву в слове «сок».